В рамках масштабного проекта «Цифровизация процесса взвешивания вагонов» на литейном заводе «КАМАЗа» модернизированы железнодорожные весы, которые используются для взвешивания поступающих в производство технологических материалов и готовой продукции.
В проекте, открытом Логистическим центром компании (ЛЦ) в 2018 году, участвовали ещё три камазовских подразделения – литейный завод, Центр информационных и коммуникационных технологий и ООО «ЦОБ». В ходе работы сотрудниками ЛЦ для выполнения требований ОАО «Российские железные дороги» по равномерности погрузки было предложено дополнительно провести модернизацию весов для потележечного и побортового взвешивания вагона. Сегодня работа вышла на завершающую стадию, и можно говорить об успешных результатах: удалось повысить безопасность и улучшить условия труда работников ЛЦ, сделать их работу более оперативной.
Эти весы уже не один десяток лет взвешивают поступающую на завод шихту и другие технологические материалы, которые в дальнейшем подвергаются переплавке для изготовления отливок, а также отгружающуюся с завода готовую продукцию. Поэтому их техническое оснащение до недавнего момента было далеко от современных требований цифровизации. К примеру, датчики, установленные на оборудовании, были способны передавать аналоговый сигнал, тогда как для работы в новом формате, требовался цифровой. Закупка новых весов с цифровыми датчиками, безусловно, решила бы все проблемы, но это потребовало бы немалых финансовых средств, что практически соизмеримо с общим бюджетом проекта. Выход один – доработка оборудования. Это и стало задачей литейщиков.
Работа была проведена совместно с партнёром – челябинской фирмой «Веском». Специалисты подобрали и установили необходимые преобразователи, а также разработали соответствующее программное обеспечение. Сейчас весы позволяют измерять не только общий вес вагона, но и проводить поперечное и продольное взвешивание, за счёт чего и отслеживается равномерность загрузки вагона. Затраты на модернизацию весов составили 387 тыс. рублей вместо 4 млн рублей, которые пришлось бы потратить на приобретение нового оборудования.
Представители Логистического центра отмечают, что благодаря обновлению весов, а также оснащению прилегающего к ним участка видеокамерами, работа вышла на новый уровень и стала безопасной, комфортной и оперативной. Раньше работники ЛЦ должны были лично осуществлять приёмку вагона, осматривать его, фиксировать данные весов, которые расположены почти в 500 м от железнодорожной станции – в итоге работа с каждым вагоном занимала около двух часов. Теперь информация с камер и весов по сети подаётся на компьютеры, установленные на станции «Литейная», и работник ЛЦ фиксирует все необходимые данные, не выходя из кабинета.
Кроме того, результаты взвешивания и видеофиксации направляются представителям ОАО «РЖД», и вопрос равномерности загрузки вагона согласовывается в онлайн-режиме. В результате исключена проблема возврата вагонов с продукцией завода. Учитывая, что оборот на литейном заводе составляет почти 340 вагонов в месяц, экономия получается существенная. В целом, логисты «КАМАЗа» рассчитывают, что эффект от реализации проекта «Цифровизация процесса взвешивания вагонов на литейном заводе» составит около 1,5 млн рублей в год.